englishрусский Северный социально-экологический конгресс

О конгрессе

Северный социально-экологический конгресс: концепция, функции, направления деятельности
Содержание:
          1. Концепция: общие положения.
          2. Функции конгресса.
          3. Политический и геополитический аспекты деятельности конгресса.
          4. Тематика конгресса.
          5. Декларация Северного социально-экологического конгресса (принята на 1-м конгрессе).  

1. Концепция: общие положения

Международный Северный социально-экологический конгресс с момента своего основания стал не только форумом для ежегодных встреч ведущих ученых мира, политиков и представителей бизнеса, деятельность которых имеет отношение к северной проблематике, но и перспективным научным центром. Основная цель научной работы конгресса – содействие в разработке и реализации долгосрочной стратегии устойчивого развития северных регионов и Арктики с учетом их природной и этнокультурной специфики, ресурсного и интеллектуального потенциала. Основной инструментарий достижения цели – мониторинг и социально-экологическая экспертиза научных программ и инновационных проектов, связанных с освоением северных и приарктических территорий, поддержка наиболее значимых региональных и международных инициатив, а также системное научное и информационно-аналитическое обеспечение стратегических разработок.

С поддержкой конгресса с момента его основания неоднократно выступали Президент России Д.А. Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин. В числе постоянных организаторов и участников конгресса наряду с Российской академией наук, МГУ им. М.В.Ломоносова и другими научными и вузовскими центрами – Администрация Президента России и Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума, Общественная палата и Торгово-промышленная палата Российской Федерации. В подготовке форумов деятельное участие принимают отечественные и зарубежные неправительственные организации социальной и экологической направленности.

Особая роль в создании Северного конгресса принадлежит Общенациональному экологическому форуму России, который инициировал и разработал (при поддержке Президента России) проект Экологической доктрины Российской Федерации, принятой Правительством Российской Федерации в 2003 году. В сферу деятельности конгресса входит участие в разработке и осуществлении региональных и межрегиональных программ и проектов долгосрочного развития северных регионов-ресурсодержателей. При этом в центре внимания находятся социальные, этнокультурные, экологические и медицинские проблемы, решение которых непосредственно связано с качеством жизни северян, защитой культурного и природного наследия народов Севера.

Главная особенность Северного социально-экологического конгресса – широкая социальная платформа и активное участие в его работе Компетентного гражданского общества, основу которого составляет научное сообщество, полноценно представленное и в самих северных регионах России. По собственной инициативе большинство научных, вузовских и культурных центров Республики Коми и других территорий приняли деятельное участие в подготовке конгресса, рассматривая его как фактор долгосрочной интеграции. Впервые в отечественной практике в рамках конгресса организовывалось до 50 престижных научно-практических конференций, в том числе общероссийских и международных, а также специализированных выставок и молодежных форумов, выездных заседаний РАН и ведущих научно-аналитических центров.

2. Функции конгресса

В концепции Северного социально-экологического конгресса внимание акцентируется на уникальном историческом опыте мирного и взамополезного сосуществования двух мощных этнических пластов – славянского и угро-финского, что представляет исключительный интерес в контексте долгосрочных взаимоотношений России и Евросоюза, где происходит культурная и политическая интеграция аналогичных «этносегментов», исторически связанных со становлением Российской цивилизации. Но если в России славянское и угро-финское население составили в течение столетий совместного политического развития единое и гармоничное единство, не нарушающее целостности гражданского и культурного пространства России, то Евросоюзу придется пройти длительный путь, чтобы наметить пути к подобному сближению.

При этом организация конгресса не дублирует, но существенно расширяет тематику других международных форумов. Данная позиция была одобрена девятым Петербургским экономическим форумом, среди важнейших тем которого была выработка ориентиров северной стратегии и обсуждение перспектив международного сотрудничества в деле сохранения окружающей природной среды Арктики.

Конгресс с момента своего образования стал центром консолидации научных и общественных сил северных территорий, что позволяет решить целый спектр сугубо практических задач по оптимизации управления в ряде субъектов Российской Федерации. Конгресс призван определить подходы к развитию научно-образовательной инфраструктуры, отвечающей духу времени и позволяющей синхронизировать деятельность ведущих научных и вузовских центров Севера с учетом его специфики.

3. Политический и геополитический аспекты деятельности конгресса

Формат конгресса предполагает постоянное и поэтапное усиление международной компоненты и повышение уровня политического представительства. Конгресс призван, во-первых, обеспечить сотрудничество между научным сообществом и политической элитой при выборе форм стратегического планирования, минимизируя уровень социальных и экологических рисков, устраняя их превращение в риски политические, а во-вторых, открывать новые перспективы международного сотрудничества России, чему способствуют совместные программы конгресса.

Постоянным предметом обсуждения на конгрессе является особая роль северных территорий России в решении ряда глобальных проблем, большинство из которых имеет четко выраженное локальное цивилизационное и социально-экологической измерение. При этом тематика конгресса позволяет направить исследования и разработки в области региональной политики в русло современной методологии территориального стратегического планирования, учитывающей не только ресурсно-экономический потенциал и степень развитости соответствующей производственно-социальной инфраструктуры, но также природную и этнокультурную специфику регионов.

Деятельность конгресса призвана сблизить позиции приарктических стран в оценке угроз, связанных с обострением борьбы за передел ресурсов и зон влияния, а также с разжиганием межкультурных и межцивилизационных конфликтов. Одно из направлений деятельности конгресса – выработка стратегий и поиск решений в сфере социальной и экологической политики, приемлемых для всех участников международного процесса. Важным результатом деятельности конгресса может стать и снятие искусственных напряжений, вызванных деятельностью по дестабилизации этнокультурного пространства Российского Севера. Этот факт учитывался при определении тематической направленности конгресса.

4. Тематика конгресса

Тематика работы конгресса ежегодно обновляется при сохранении общей методологической направленности. Четыре первых конгресса состоялись в г. Сыктывкаре при организационной поддержке Правительства Республики Коми.

Тема Первого конгресса (21-22 апреля 2005 г.) – «Культурная и природная палитра Российского Севера». Центральная проблема – изучение, защита и приумножение природного и культурного наследия России и народов Севера.

Тема Второго конгресса (19-21 апреля 2006 г.) – «Горизонты экономического и культурного развития». Основная проблема – динамика освоения северных территорий и потенциал международного сотрудничества с учетом финно-угорского измерения российской политики.

Тема Третьего конгресса (18-20 апреля 2007 г.) – «Социальные перспективы и экологическая безопасность».

Тема Четвертого конгресса (27-28 марта 2008 г.) – «Северное измерение глобальных проблем: первые итоги Международного полярного года». В рамках конгресса состоялось крупное ежегодное мероприятие Международного арктического научного комитета (IASC) – Неделя арктической науки (Arctic Science Summit Week).

Тема Пятого конгресса (основные конференции состоялись в Москве и Сыктывкаре 21-22 марта 2008 г.) – «Северное измерение России: наука, инновации, международное сотрудничество». В рамках конгресса, который открылся в январе 2008 г. в Норвегии, было организовано 5 международных научно-практических конференции в профильных министерствах, ведущих вузах страны и 14 крупных секций. Завершился конгресс пленарным заседанием в Колонный зал Дома Советов. По результатам международных конференций, прошедших в рамках конгресса, опубликовано 7 книг.

Тема Шестого конгресса (основные конференции состоялись в МГУ имени М.В.Ломоносова 27-28 марта 2010 г.) – «Экологическая безопасность и этнокультурная политика приарктических стран».

Тема Седьмого конгресса, посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, – «Приращение богатств России и качество жизни северян» (г. Архангельск, 24 – 26 июля 2011 г.).

Проблематика VII Северного социально-экологического конгресса:

Северная стратегия России: от идеи М.В.Ломоносова до современной методологии долгосрочного планирования и прогнозирования.

Качество жизни северян, социально-экологическая составляющая и восстановимые ресурсы.

Человеческий капитал: экологически ориентированные образовательные стратегии, подготовка специалистов и этнокультурные особенности народов Севера.

Правовое обеспечение инновационной и социальной политики в районах Севера.

Методология оценки стратегичсеких рессурсов и социальные ориентиры долгосрочного развития Российского Севера.

Концепция модернизации в приарктических территориях России.

Медицинские аспекты контроля за качеством жизни населения в приарктических территориях.

Территориальные аспекты формирования научной инфраструктуры в северных регионах.

***

Тема VIII Северного социально-экологического конгресса, намеченного на 2012 г. – «Здоровье и экология: качество жизни северян» (г.Сыктывкар).


Декларация о защите культурного и природного наследия Севера России

Декларация принята первым Северным социально-экологическим конгрессом «Культурная и природная палитра северных территорий России» (г. Сыктывкар, 22 апреля 2005 года)

Участники конгресса солидарны в том, что Российский Север - это не только кладезь ресурсов, требующих рачительного отношения к природному наследию, но и лицо единой многонациональной России, граждане которой являются главным культурным достоянием страны и активными участниками строительства ее благополучного будущего.

По мнению участников конгресса, основным условием устойчивого и экологически безопасного социально-экономического развития северных территорий является понимание глубинной и неразрывной связи, существующей между природным и культурным наследием народов Российского Севера. Основой развития языка, культуры, традиций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является сохранение окружающей среды и традиционного природопользования.

Исторически Россия всегда была гарантом сохранения культурной самобытности каждого из населяющих ее народов. Но для народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сохранение уникальной, хотя и суровой природной среды обитания и культурно-конфессиональной принадлежности, которая обеспечивает преемственность поколений и сплочение людей перед лицом общих угроз, - это две стороны одного явления, имя которому неотъемлемое право людей и народов на жизнь.

Путь к пониманию этого нерасторжимого единства – всемерная поддержка со стороны государства фундаментальных наук – естественных, социальных и гуманитарных, давно и прочно обосновавшихся в северных регионах страны, и той системы народного образования, которая складывалась десятилетиями и нуждается не в деформировании, а в качественной модернизации. Только компетентное гражданское общество, основанное на знаниях и уважении к собственной истории, может взять на себя всю полноту ответственности за будущее своей земли.

Для достижения этой высокой цели и был создан Северный социально- экологический конгресс как постоянно действующий международный форум, а также высокая площадка для широкого и публичного обсуждения проблем, связанных с долгосрочным стратегическим планированием, без которого невозможна защита природного и культурного наследия приполярных районов России.

Мы исходим из того, что каждый гражданин имеет право не только на свободный доступ к любой социально значимой информации, в том числе и экологической, но и на прямое участие в стратегическом планировании будущего своей земли на всех его стадиях – от рождения проекта и принятия решения до этапа реализации. Если все риски, связанные с освоением Севера, ложатся на плечи самих северян, то именно им должны принадлежать и все права, необходимые для того, чтобы устранить или компенсировать эти риски.

Среди основных направлений работы конгресса особого внимания заслуживают:

Координация усилий в деле изучения и защиты культурного и природного многообразия Российского Севера, которому грозит уничтожение, если не удастся своевременно заложить четкие социальные и экологические ориентиры в стратегию долгосрочной северной политики России;

Содействие делу сохранения и приумножения уникального опыта многовекового мирного сосуществования различных этнокультурных групп на Российском Севере в рамках единого государства и, прежде всего, союза финно-угорских, славянских и других народов, который был и останется образцом высокой культуры межэтнического согласия как для нынешних и будущих поколений россиян, так и для граждан Европейского Союза;

Расширение интеграционных тенденций во внешней политике России, которая относится к семье северных стран, заинтересованных в создании эффективных механизмов экологически оправданного экономического сотрудничества и выработки общих принципов в сфере этнокультурной политики;

Участие в создании системы мониторинга состояния окружающей среды северных территорий, сохранности культурного наследия народов Севера с опорой на институты гражданского общества;

Научно-аналитическое обеспечение деятельности органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровне в целях совершенствования нормативно-правовой базы устойчивого развития северных территорий России и соблюдения действующего законодательства.

Участники конгресса считают, что установка на единство социального и экологического измерений северной стратегии России не имеет альтернатив как в определении целей и задач национальной социальной стратегии, призванной обеспечить физическое и духовное здоровье нации, так и в геополитическом плане. От состояния северных регионов зависит устойчивость основных планетарных социоприродных систем. Несомненно, что Север играет приоритетную роль в сохранении глобального климата, биогеохимического равновесия планеты.

Представляется чрезвычайно важным создание Ассоциации северных вузов России по примеру Союза северных городов. Все проблемы, связанные с образованием на севере России, было бы значительно проще решать сообща в рамках такой Ассоциации.

Осознавая ответственность, которая лежит на Российском государстве в деле защиты интересов жителей Севера и в деле сохранения жизни на планете, участники конгресса поддерживают предложение Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации о разработке общенациональной социальной доктрины, которая должна учитывать специфику северных регионов и стать логическим развитием экологической доктрины Российской Федерации, разработанной Общенациональным экологическим форумом России при поддержке Президента страны.

Участники Северного социально-экологического конгресса выражают благодарность за деятельную поддержку идеи его создания Президенту России В.В.Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову, Председателю Совета Федерации Российской Федерации С.М.Миронову, Министру культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С.Соколову, а также Правительству Республики Коми и всем отечественным, зарубежным и международным организациям, политикам, ученым и предпринимателям, деятелям культуры и церкви, которые оказали содействие в организации конгресса и выразили готовность к долгосрочному сотрудничеству.

Россия должна стать лидером в формировании и реализации мировой северной политики.

В начало

© 2009-2011 «ССЭК»
Создание сайта plarson.ru / О сайте / Карта сайта
119991, Россия, Москва, Ленинский пр., д.32а, тел.: +7 (495) 938-18-58